Книга "Вечная горечь Чернобыля". Автор проекта белорусский поэт Тамара Ковальчук. Интервью липецкого литератора Валентина Баюканского с Алексеем Акиндиновым о его картине "Чернобыль. Последний день Припяти". Гродно, Республика Беларусь.

1 Chernobyl book Belarus 2022
Оригинальное название и данные по книге:

"Чарнабыльнiку вечна горыч": зборнiк паэзii i прозы / склад. Т.В. Кавальчук, Н.Ф. Чарняк. - Гродна: ЮрСаПрынт, 2022 - 218. Рэспубліка Беларусь. С. Ч21; УДК 82.34; ISBN 978-985-7257-45-4. Валянцiн Баюканскi. "Самопожертвование было, есть и будет". Стр. 34-38. ч/б илл. - картина Алексея Акиндинова "Чернобыль. Последний день Припяти." Аутар праекта Тамара Васiльеуна Кавальчук. Чарнобыльской трагедыi прысвячаецца.

2 Chernobyl book Belarus 2022  3 Chernobyl book Belarus 2022

ТРАГЕДИЯ НЕ ОСТАВИЛА РАВНОДУШНЫМИ

 
День 26 апреля 1986 года изменил ход человеческой истории. Думаю, данное утверждение не будет большим преувеличением, так как до этого времени люди с восхищением воспринимали достижения науки, призванные улучшить качество их жизни. Однако авария на Чернобыльской АЭС не только напугала, но и заставила задуматься о будущем атомной энергетики. В отличие от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв и радиоактивное загрязнение произошли не по вине военных. Причиной их стали события на вполне мирном реакторе. Смертоносное облако радиоактивной пыли накрыло территории, принадлежащие Украине, Белоруссии, Российской Федерации, и даже добралось до ближайших европейских стран. Чтобы минимизировать последствия ужасной катастрофы, пришлось задействовать огромные человеческие и материальные ресурсы. Такое трагическое происшествие никого не могло оставить равнодушным, в том числе и многих деятелей искусств. Режиссёры, композиторы, поэты, художники постарались отобразить это событие в своих произведениях. Они прекрасно понимали: без самоотверженного героического труда ликвидаторов чернобыльской аварии мир выглядел бы по-другому.
4 Chernobyl book Belarus 2022

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ

 
Известный рязанский художник, основатель уникального художественного стиля, названного им орнаметализмом, Алексей Акиндинов любит изображать звёздное небо. Однако более неба и звёзд его приводят в изумление такие качества людей, как героизм и самопожертвование, когда человек точно знает, что ему грозит опасность или неминуемая гибель, но всё равно совершает смелый поступок – и ценой своей жизни спасает других людей. Это и есть настоящий подвиг для Акиндинова, и художник понимает, что человек – прекрасное, великое создание... Видимо, поэтому Алексей Петрович восхищается героизмом врачей, спасающих в красной зоне пациентов. На мой вопрос, какую особую картину он хотел бы написать, художник, не раздумывая, ответил:
 
Врачи ведут бой с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Сейчас они ежеминутно совершают подвиг. Врачи – нынешние герои! Хотел бы им посвятить полотно или серию картин, чтобы эти работы стали живописным памятником тем медикам, которые отдали своё здоровье, силы или погибли, сражаясь со смертельной заразой. Для меня они – святые люди...
 
С таким же пиететом Алексей Петрович относится и к ликвидаторам последствий на Чернобыльской АЭС. Им он также посвятил картину, которую писал в течение пяти лет. Его работа вызвала в России и на Украине большой интерес. Называется она «Чернобыль. Последний день Припяти». Узнав, что в Беларуси готовится книга, рассказывающая о чернобыльской трагедии, я попросил Алексея Акиндинова ответить на несколько вопросов. 
 
Что послужило толчком к созданию Вами картины «Чернобыль. Последний день Припяти»? 
5 Chernobyl book Belarus 2022 
Тема аварии на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года волновала меня с детства, ведь когда на атомной станции произошёл взрыв, мне едва исполнилось девять лет. В случившемся событии присутствует одновременно и трагизм, и магнетизм. Однозначно, всемирные катастрофы, подобные трагедии на корабле «Титаник» в начале XX века или крушению нью-йоркских небоскрёбов («братьев-близнецов») в начале 2000-х годов, притягивают внимание. Здесь существует несколько мотиваций: инстинкт страха смерти и вместе с тем чувство восхищения героями, которые ценой своих жизней спасали другие жизни во всех этих катастрофах. Кроме того, я написал картину, посвящённую аварии на ЧАЭС, в год её тридцатилетия. Существует ещё множество причин, перечисление которых могло бы составить целую книгу… Вспоминаю те дни. Мы жили далеко от Припяти. Отлично помню, что тогда говорили по телевизору в новостях и о чём предупреждали нас, детвору, родители: «Не выходите на улицу! Над городом будет проходить радиоактивное облако!» Мы, естественно, тут же побежали во двор, чтобы встретить это облако, с таинственным, неизвестным и загадочным для нас тогда названием «радиоактивное». И оно появилось: угрюмое, серое, напоминающее свинцовый дирижабль, и в то же время в нём было что-то манящее, сияющее... Для меня толчком к написанию картины «Чернобыль. Последний день Припяти» стало то, что, пожалуй, никто из живописцев не отразил в полной мере масштаб этой грандиозной трагедии. Безусловно, мне хотелось увековечить подвиг ликвидаторов аварии, причём неизвестных ликвидаторов, которые не ради славы пошли гасить «атомное пекло»... Часто моё полотно, и в России, и за рубежом, сравнивают с картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи». В Лондоне мою картину отобрали из всех работ, посвящённых аварии на ЧАЭС, как лучшую, представляющую во всей полноте масштаб аварии и её детали. Она вошла также в учебники для 7-9 классов школ Великобритании. Известный лондонский журналист использовал эту картину в качестве иллюстрации для своей книги. Моя живописная работа также имела большой успех в США: один из Техасских университетов поместил её на своём сайте, где идёт повествование о чернобыльской трагедии.
6 Chernobyl book Belarus 2022 
О чём, как Вы думаете, должны задуматься люди, глядя на Ваше полотно?
 
Своей картиной я хотел напомнить людям, что жизнь человеческая коротка, как порханье крыльев бабочки, что наш мир очень хрупкий и что к технологиям, подобным атомным реакторам, надо относиться крайне серьёзно, а лучше бы их совсем не было. Мир должен быть чистым во всех смыслах... 
7 Chernobyl book Belarus 2022 
Расскажите подробнее, что изображено на картине и что символизируют некоторые её детали?
 
Отобразить масштаб чернобыльской катастрофы в одном полотне было практически невозможно, так как происходило множество событий и существовало огромное количество настоящих героев. Я, используя созданный мной живописный метод орнаментализма, вместил в картину сразу несколько сюжетов. На холсте размещено около ста тысяч мелких орнаментов, написанных мной тончайшей кистью вручную. Полотно объединяет несколько эпизодов из событий, происходивших в период ликвидации аварии. Центральная часть картины изображает момент начавшегося пожара после взрыва реактора. В правой её части – мать с младенцем на руках. За окном вдалеке видна атомная электростанция за несколько часов до взрыва. Левая нижняя часть отображает события более позднего времени. Здесь изображены шахтёры в тот момент, когда идёт строительство тоннеля под пострадавшим реактором. Я поставил перед собой задачу передать, всё в том же стиле орнаментализма, опасность ядерной катастрофы в мировом масштабе, а также увековечить подвиг героев-ликвидаторов. Старался выразить это не только за счёт сюжетного решения, но и при помощи сочетания знаков и символов, которые заполняют собой всё пространство картины и, словно раскалённые радиоактивным пламенем, вплавляются в сюжетную канву. Например, я изобразил крупные снежинки. Казалось бы, при чём тут снежинки, ведь событие случилось в апреле? Но для меня они имеют особое значение. Наслоение снежинок на реальный сюжет подчёркивает хрупкость живого мира и его уязвимость рядом с «атомным жаром», ведь снежинки в таких условиях могут жить всего лишь мгновенье. Ещё они напоминают порхающих мотыльков, летящих на свет ядерного свечения, жизнь которых так же коротка...
8 Chernobyl book Belarus 2022 
Что для Вас чернобыльская трагедия и каковы её уроки?
 
Чернобыльская авария для меня одновременно и трагедия, и подвиг, но и предупреждение. Люди должны сделать необходимые выводы и быть крайне осторожными с новейшими технологиями и открытиями, ведь те могут оказаться фатальными для человечества.
 
Были ли у Вас какие-либо необычные предчувствия или странные моменты в период написания картины?
 
Когда пишу картины подобного масштаба (не по размеру, а по теме), у меня иногда возникают ощущения перемещения во времени и пространстве. В течение нескольких лет я совершал мысленные путешествия в те дни и, так же мысленно, побывав во многих кабинетах высших «эшелонов власти», я узнал истинную причину аварии, но огласить её пока не могу по определённым соображениям... Понимаю, что для большинства мои слова об этих контактах могут показаться мистификацией. Но я сам для себя знаю, что это правда, и мне этого достаточно...
 
На фото «Чернобыль. Последний день Припяти», 120 х 180 см, холст, масло, 2013-2018 гг., автор Алексей Акиндинов: https://yadi.sk/i/l1N2FRun3ND87U
 
© Copyright: Валентин БАЮКАНСКИЙ.
БЕЛАРУСЬ, 2022 г.
 
Статья на "Проза.Ру": https://proza.ru/2022/06/02/174
© Copyright: Алексей АКИНДИНОВ, 2022 г.
Свидетельство о публикации №222060200174

bottom