Альбом «Художники Рязанской области», история Рязанской областной организации ВТОО «Союз художников России». Рязань, 2007.

 

Искусствовед – Ирина Протопопова. Статья «Рязанские художники в эпоху перемен» Колличество страниц в книге - 348. Очерк из истории Рязанской организации Союза художников России. Стр. 142-143 - биография и цветные иллюстрации картин Алексея Акиндинова. В статье Ирины Протопоповой, на стр. 94, упоминается о творчестве Алексея — «…свой, несколько умозрительный путь ищет молодой художник А. П. Акиндинов»

 

Статья целиком:

Рязанские художники в эпоху перемен
Очерк из истории Рязанской организации Союза художников России.

 

         Рязанское областное отделение Союза художников СССР (а именно так первоначально организация называлась) была основана в декабре 1940 года, как и многие другие областные отделения, как следствие известного постановления ЦК ВКПБ «О перестройке литературно-художественных организаций». Состояла она всего из трех человек, председателем ее был Александр Васильевич Сыров (1902-1957), который не только долгое время возглавлял организацию, но и был директором Рязанского художественного училища. Известный рязанский искусствовед С.И. Урманов писал об этом периоде: «Собственно, творческие достижения этих художников были скромны и не оставили заметного следа в художественной истории Рязани. Более значительной была их роль как педагогов, имевших за плечами серьезную профессиональную школу, и общественных деятелей, уловивших новую тенденцию в организации художественной жизни».

         После войны организация стала быстро пополняться. Новыми ее членами в основном были вчерашние фронтовики, за редким исключением имевшие среднее художественное образование, полученное до войны. Очень скоро формируется отлаженный механизм художественной жизни. Особое оживление началось в 50-е годы, когда в организацию пришли образованные и талантливые художники: С.Ф. Якушевский, П.И. Будкин, В.Е. Куракин, Г.В. Раков, К.К. Шелковенко, Б.М. Заруба, искусствовед С.М. Степашкин и другие. Прием в организацию отличался строгими требованиями, поэтому не очень многочисленная организация имела сильный резерв и постоянную и качественную подпитку. Каждый из перечисленных художников, а также не названных в силу ограниченности задач статьи, сыграл невероятно яркую роль в жизни организации, повлиял на последующие поколения рязанских художников.

         Наиболее известным именем за пределами региона был С.Ф. Якушевский, впоследствии первый (после А.Е. Архипова) народный художник РСФСР. Его творческий путь был направлен, как того требовало время на создание картины, и практически каждая его картина становилась яркой творческой удачей («Домой», «Мать», «С. Есенин», «Победа» и др.). С.Ф. Якушевский считается и открывателем есенинской темы, которая на протяжении многих десятилетий постоянно присутствует в творчестве многих рязанских авторов.

          Основополагающую роль в развитии рязанской художественной школы и профессионального образования сыграли П.И. Будкин и В.Е. Куракин, традиции их творчества, благодарная память о них бережно сохраняются современными мастерами.

         В целом искусство 50-80-х годов развивалось в рамках художественных процессов, которые шли в стране. Так в конце 50-х — начале 60-х годов появляется новая плеяда художников, имена и творчество которых традиционно связываются с так называемой «оттепелью» — это живописцы В.А. Иванов, Ю.П. Кузнецов, О.А. Бусыгина. Оглядываясь назад, теперь с уверенностью можно сказать, что именно в это время художники оказались в центре культурной жизни Рязани, стали ее мотором. Они же, а именно В.А. Иванов и О.А. Бусыгина попали под кампанию борьбы с формализмом, которая началась после посещения выставки, посвященной 30-летию МОСХА Н.С. Хрущевым. Кстати, именно Владимир Александрович Иванов стал одной из знаковых фигур в истории Рязанского Союза — и не только его. 23 года он являлся председателем организации, и по сей день возглавляет Рязанский художественный музей.
          В целом 60-е годы подняли планку рязанского искусства, внесли новое понимание задач искусства, и в последующие десятилетия этот процесс продолжал развиваться. Однако в общем процессе всегда есть фигуры, творчество которых невозможно не выделить. На 60-е и начало 70-х годов пришлось начало творческого пути, таких как В.В. Агеев, А.М. Титов, А.Н. Мотин, В.Д. Чавкин, В.А. Подгорный. Порой, и даже часто, эти таланты стоят в стороне от магистральных движений. Таково было творчество В.П. Корнюшина, неповторимого пейзажиста. В это же время формируется группа ярких рязанских графиков — В.А. Шестаков, В.В. Семин, В.С. Шелудяков, В.А. Душенко, А.В. Суханов и некоторые другие, чей дальнейший творческий путь был связан в основном с живописью.
          В конце 60-х в Рязани начинается творческий путь скульпторов, выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина А.П. Усаченко и Б.С. Горбунова. В этот же период начинается расцвет декоративно-прикладного искусства — скопинской керамики, кружевоплетения, вышивки. М.М. Пеленкин, Д.А. Смирнова, В.В. Грумкова — не просто выдающиеся мастера, с чьим искусством знакома вся Россия. Каждый из них — это человек-школа, одновременно вершина и основа творчества для всех последующих поколений мастеров декоративно-прикладного искусства.

         В начале 70-х годов организация пополнилась очень разными художниками, в искусстве которых, так или иначе, преломлялась основная парадигма 70-х — уход от прямой публицистичности в сферу тонких и глубоких переживаний, усложнение художественного языка, увлечение художественным опытом прошлых эпох. Это живописцы В.А. Минкин, С.В. Ильина, Л.П. Дунаева, Т.П. Власова, И.Г. Власов, В.В. Корсаков, В.И. Николаев, Д.Г. Шаландин.

         Яркий расцвет печатной графики (офорта) был связан с творчеством С.И. Ковригина и М.К. Шелковенко.

         Статусным событием для всех художников Рязани стала V зональная выставка «Художники Нечерноземья», которая состоялась в нашем городе в 1980 году. Экспозиция размещалась в памятнике архитектуры 19 века, специально отреставрированном к выставке, куда впоследствии переместился Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина. Вскоре после этой выставки художники получили от города просторный выставочный зал, и последовала активная материальная поддержка художников, которая существовала в форме договоров, специально для художников строились и выделялись мастерские. Это было почти 30 лет назад и, пожалуй, это была одна из самых ярких страниц в истории Рязанского Союза художников.

           Все перечисленные обстоятельства и события могли быть и в любом другом регионе в период существования СССР, в период активной поддержки искусства государством. После начала перестройки каждая организация была вынуждена решать проблемы выживания по-своему. Поэтому об этом времени хочется рассказать подробнее…

           Итак, примерно за 20 лет произошла полная смена исторических, экономических и культурных декораций. Никуда не выехав, мы живем под другим флагом, в другой стране, при другом экономическом строе. В связи с этим представляется большой удачей само существование повода для этой статьи — наличие в Рязани Союза художников. То, что Союз сохранился, это, пожалуй, главный итог его деятельности. При этом он не просто сохранился, как структура, но сохранил свою собственность, преумножил свои ряды.   

           Перемены, произошедшие в нашем обществе имели весьма драматический характер, и для художников, как для всех остальных, они не могли пройти без потерь.
Во-первых, настал период, когда понятие «смена поколений», перестало быть просто фигурой речи. Ушли из жизни практически все художники-фронтовики, ветераны организации, те, кто строил Дом художника. Они имели особую закалку, четкое видение цели, яркий оптимистический настрой победителей, который сопровождал их всю жизнь.    

           Если прежде рязанский искусствовед С.М. Степашкин сравнивал Союз с большой семьей, где все поколения собрались под одной крышей, то к середине 90-х эта общность начала размываться. Причиной этого были перемены в обществе, раскол в Союзе художников России, создание альтернативных организаций (например «Творческий Союз художников» или Союз Дробицкого). Надо сказать, что 90-е годы это время острых конфликтов почти во всех областных организациях, ревизионная комиссия СХР постоянно находилась в разъездах по России, разбирая ссоры из-за власти, а значит из-за собственности.

           С 1988 по1994гг. председателем Рязанской организации был М.К. Шелковенко, именно на эти годы пришелся 50-летний юбилей рязанского союза, связанные с ним выставки в Москве и Ленинграде. Зачастую именно выставки, становились ареной для выяснения отношений (совсем как во времена «Бубнового валета»), как было, например, в Ленинграде, когда за несколько часов до открытия в залах ЛОСХа Альберт Мотин снял свои работы, которые занимали важное место в экспозиции. Сейчас это вспоминается как авантюрный эпизод, даже с некоторой грустью, тем более что вечный революционер, антагонист любого правления Альберт Мотин ушел из жизни. Ушел, не изменив себе, оставшись в истории организации борцом за свои идеи.

            С периодом председательства М.К. Шелковенко было связано немало творческих инициатив в организации. Еще в 1987 году ему, как возглавлявшему сектор выставочной деятельности, пришлось делать областную выставку детского творчества под характерным для того времени названием «Революционный держите шаг» к, пожалуй, последнему юбилею октября. И именно этот год можно считать точкой отсчета ежегодно проводимых выставок детского творчества, для которых было выделено место в выставочном графике Союза художников. Управление образования, комитет по делам молодежи, школьные учителя были привлечены Союзом художников к их созданию. Выставки стали импульсом развития художественного образования в городе, области, сейчас, в современном составе Рязанского Союза художников есть такие, кто начинал с этих выставок (Р.Л. Христолюбова, В.В. Янаки, О.Н. Громова).

             В 1991 году в Рязани во время проведения ежегодной выставки детского художественного творчества состоялся семинар эстетической комиссии Союза художников России, признавший опыт рязанской организации в области развития детского художественного творчества уникальным и этот опыт получил распространение во многих городах России.

             В 1998 году на базе рязанского художественного музея была создана Галерея детского творчества, ставшая на этом поприще преемницей рязанского Союза.                     

            Перестроечное время — период романтический, это время давало большие возможности инициативным личностям. Свой общественный темперамент в это время сумела реализовать скульптор Раиса Лысенина. По ее инициативе в 1991 и в 1993 годах в Рязани прошли два симпозиума «Скульптура в камне», в которых участвовали скульпторы из многих городов России. Работая в течение месяца на площадках под открытым небом, они «нарядили» Лыбедский бульвар и сквер у Театра кукол в ожерелье белокаменной скульптуры. К сожалению, городская среда оказалась агрессивной для скульптур из белого камня, но сам факт проведения симпозиумов обострил интерес горожан к парковой скульптуре. Однако теперь, уже много лет спустя, приходится констатировать, что парковая скульптура в городе так и не развилась, и вообще скульптурным проектам рязанцев уготована, как правило, печальная судьба. Единичные из них осуществлены, как например памятник генералу Л.Н. Гобято в селе Морозовы Борки Сапожковского района и памятник М.Д. Скобелеву в Рязани (скульптор Б.С. Горбунов).

             Перестроечный и постперестроечный период способствовал развитию универсализма в художнической среде, освоению востребованных в обществе специальностей. Так, например, В.Г. Конопкин, блестящий иллюстратор, стал ведущим в городе художником по рекламе, театральный художник Е. Борисов, также как и плакатист Е. Казак полностью ушли в станковую живопись. М.К. Шелковенко, чьи офорты находятся в коллекции музея Академии художеств, занялся геральдикой, а впоследствии стал членом Геральдического Совета при Президенте РФ, его активное геральдическое творчество стало поводом для присвоения ему в 2008 году звания Почетный гражданин Рязани.
            Самые трудные времена были ознаменованы еще одной яркой страницей в жизни организации. В 1991 году группа скопинских гончаров, среди которых были члены СХ Т.К. Голованова, Т.В. Лощинина, Н.К. Насонова, А.И. Рожко, художники декоративно-прикладного искусства (вышивка и кружевоплетение) В.В. Грумкова и Д.А. Смирнова, были удостоены Государственной премии России в области изобразительного искусства. Самыми молодыми из скопинцев были Татьяна Голованова и Татьяна Лощинина, талант, терпение, настойчивость и чуткое отношение к традиции которых укрепили промысел в то время, когда происходили многочисленные реформы и преобразования. Ярким итогом деятельности гончаров, преданности их промыслу стала организация в 1998 году в Рязанском художественном музее первой за сто лет существования промысла выставки «Скопинская керамика» и издание монографии о промысле и о современных скопинских гончарах.

             На самую середину 90-х годов пришелся тройной юбилей — 900-летие Рязани, 50-летие Победы и 100-летие Сергея Есенина. Именно Рязань стала местом проведения республиканской выставки «О Русь, взмахни крылами!», что стало повторением триумфа V зональной выставки. В том же 1995 году рязанский Союз художников был приглашен с выставкой в один из центральных залов Москвы (ул. Тверская, 25). В 1997 году состоялась VIII Региональная выставка «Художники центральных областей России», проходившая в Центральном Доме художника. Помимо приятных для нас статистических показателей (а в выставке участвовало более 50 художников-рязанцев), чрезвычайным событием было то, что вводный зал экспозиции открывался грандиозным кружевным занавесом Д.А. Смирновой «Птица счастья» и триптихом В.М. Решедько, который впоследствии получил название «Пояс Богородицы» и стал одной из главных удач в творчестве этого автора. Кроме того, именно рязанские художники (В.Г. Конопкин и М.К. Шелковенко) стали авторами рекламного и полиграфического оформления выставки.
             В 90-е годы впервые в истории организации состоялись персональные выставки в залах Академии художеств в Москве и Санкт-Петербурге (В. Минкин «На земле Рязанской»), в Российском этнографическом музее (Сергей Ковригин «Власть чувств»). Фактом бесспорного признания стало приобретение у Виктора Минкина двух произведений в коллекцию Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.                                 

            Сама география персональных выставок в конце 1990-х, и особенно в начале 2000-х стала значительно шире — по приглашению музеев и выставочных комплексов они проводились в больших и малых городах России, например, в Туле — А.М. Титова, А.А. Козлова, Е.В. Колодкиной, А.М. Струсевича и В.А. Минкина (его же в Воронеже и Липецке); Н.Д. Тюкиной — в Сергиевом Посаде и Суздале; в Коломне проходили выставки В.В. Корсакова, Т.П. Власовой, Н.Д. Тюкиной, В.И. Сыроешкина, В.А.Минкина; А.А. Филатова — в Зарайске; В.В. Агеева в Смоленске и Москве; В.В. Корсакова в зале Арсенала Московского Кремля; Р.А. Лысениной в театральном музее им. А.А. Бахрушина и в галерее на малой Ордынке; М.К. Шелковенко в Доме ученых в Санкт-Петербурге; В.М. Решедько в г. Сумы, и это далеко не все.

           Несмотря на всю политическую и экономическую сложность 90-х годов для рязанских художников они были временем успешным с точки зрения выставочной деятельности, а также — временем повышенного к ним интереса со стороны средств массовой информации. В перестроечной ситуации, когда на телевидении и радио на короткое время возникла ситуация относительной свободы, а коммерциализация не началась, лучшие рязанские журналисты снимали фильмы-портреты о рязанских художниках, существовали профессиональные программы о событиях текущей художественной жизни, выходили спецвыпуски газет, посвященные отдельным выставкам.     

          Если в обществе в это время существовал обостренный интерес к творческой личности, то совсем иначе складывалась ситуация внутри Союза художников России, что не могло не отразиться на местных организациях. В 90-е годы, после распада СССР на какое-то время главным стало сохранение Союза, поэтому критерии приема в Союз художников России были снижены. Если в прежние времена существовал кандидатский стаж (например, ветеран войны Д.Г. Рыбаков был кандидатом в члены СХ 5 лет), обязательным условием приема в Союз было участие в ряде всероссийских и всесоюзных выставок, высшее специальное образование, повышение творческой квалификации на творческих дачах, то в 90-е годы некоторые художники становились членами Союза и без участия в выставках (они и не проводились какое-то время), да и без соответствующего образования. Но самое печальное не это, а то, что к Союзу возникло узко потребительское отношение, многие вступавшие в Союз не имели представления о его традициях, авторитетах, воспринимая организацию (а точнее ее статус) как трамплин на пути к успеху или самоутверждению, а когда эти грезы рассеивались, необходимо было найти недоброжелателей, «зажимающих» талант. Старая как мир история.

           В 90-е годы начало происходить расслоение не по поколениям, а по «интересам». Часть художников исчезла из числа постоянных экспонентов областных выставок, заняв принципиальную позицию неучастия. Считая союзные выставки пережитком рухнувшей системы, они признавали целесообразным участие только в групповых или персональных вернисажах. Сформировалась мобильная группа художников делавших ставку на зарубежные выставки, и стяжавших на этой стезе определенный успех. Возникли эти связи после разрушения «железного занавеса», когда стали налаживаться отношения с городами и художниками Германии, Франции, Испании, Голландии.

            Со второй половины 90-х годов выставки художников из этих стран стали частью художественной жизни Рязани. В советское время существовала особая форма творческих командировок — фестивали, проводившиеся в селах области. Для художников это была бесценная возможность работы с натурой. Многие из старшего и среднего поколения вспоминают о них с удовольствием, как о времени напряженного творческого труда и единения. В условиях, когда прежние формы творческих командировок стали невозможными, в 90-е годы в рязанском союзе художников появляется новая инициатива — пленэры «Русская провинция», которые проводились по принципиально иной системе отношений, в других экономических условиях. Многое для их организации сделала Т.П. Власова. Первые пленэры в середине 90-х годов прошли в Касимове. На них приглашались художники из других городов, а потом и стран. Опыт Рязани был описан в газете «Художник России» и использован многими организациями. В настоящее время рязанские художники выезжает на пленэры в другие города и государства, а в области практически ежегодно проводится международный пленэр «Мещерские дали». Особое место в этой деятельности занимают выезды в Свято-Иоанно-Богословский, Свято-Николо-Чернеевский, Вышинский женский монастыри. Для выставок, которые проводятся по результатам пленэров всегда отведено место в графике выставочной деятельности, а сторона, принимающая пленэр, получает щедрые подарки от художников.

          Выставочная деятельность — это лицо организации, и в последнее десятилетие она становится все разнообразней и по форме и по содержанию. Выставочный график настолько плотный, что порой в зале СХ в месяц проходит по две выставки, притом, что в городе не одна экспозиционная площадка. Никогда не пустуют залы музея молодежного движения, где проводятся камерные вернисажи; постоянно принимает наших художников выставочный зал Государственного музея-заповедника С.А. Есенина; недавно открылся и востребован художниками новый выставочный зал в музее И.П.Пожалостина в Солотче; осваивается музей в Касимове, городе, так любимом художниками; крупные персональные выставки приглашает к себе Рязанский художественный музей. Интересным событием художественной жизни стала выставка «Как молоды мы были» (2006 г.), на которой были показаны ранние неизвестные или почти забытые работы маститых авторов. Эта выставка позволила совершенно по-новому взглянуть на давно знакомых художников. Настоящим прорывом стала выставка «Театр и декоративно-прикладное искусство» (2006 г.), зрелищная, интригующая, с элементами шоу, ее фаворитами стали Т.Ю. Виданова, С.Н. Чижиков, Г.Е. Хохлова, Г.А. Сметанина.

            Ни одна всероссийская или региональная выставка не проходит без участия рязанцев. Несмотря на ограниченность выставочных площадей наши художники были широко представлены на IX Региональной выставке в Липецке (2003 г.), на всероссийской выставке «Наследие» (Воронеж, 2003 г.), посвященной Славянской письменности и 300-летию памяти Святителя и Чудотворца Митрофания, на Всероссийских «Россия X» (Москва 2004 г.) и «Победа!» (2005 г.) на всероссийской выставке «Образ родины» (Вологда 2006 г.) участвовали В.В. Агеев, В.А. Бауков, Т.П. Власова, В.Л. Грушо-Новицкий, В.В. Корсаков, А.Г. Ларюнин, В.А. Минкин, В.М. Решедько, участником Всероссийской выставки произведений храмового искусства «Преображение» (Ярославль 2005 г.) стал А.С. Анисимов. Одним из последних творческих достижений Рязанской организации стало участие более сорока художников на десятой региональной выставке в Ярославле «Художники центральных областей России».

            Художникам, живущим вдали от областного центра, приходится особенно непросто. Изоляция от творческой среды это уже немалая проблема. Михаил Рытьков из Сасова — удивительный пример противостояния этой изоляции. Он руководит детской художественной школой в Сасове, не пропускает областные выставки, а его персональные экспозиции неизменно демонстрируют творческий рост.

            Значительную группу в составе организации представляют скопинские мастера, выставочная деятельность которых по большей части проходит независимо от рязанской организации, но они непременные участники областных, региональных и всероссийских выставок.

            По-прежнему тон в творчестве задают заслуженные художники, лауреаты государственной премии России Т.К. Голованова и Т.В. Лощинина. Они стали инициаторами Международного фестиваля гончаров в Скопине, который собирает на этой земле гончаров со всей России и зарубежья. Благодаря их энергии и преданности промыслу выросло целое поколение молодых мастеров. В Скопине истинно семейная крепость уз. Мастера старшего поколения и молодые активно работают, несмотря на экономические трудности, которые постоянно грозят существованию фабрики. Очередной победой скопинцев над обстоятельствами стало открытие в 2007 году в Скопине музея керамики. Традиционно, «визитной карточкой» рязанской земли помимо скопинской керамики были кружевоплетение и вышивка. С уходом из жизни Народного художника РФ В.В. Грумковой, традиция народной вышивки обрела новое дыхание в творчестве Е.В. Колодкиной. В последние годы получили признание на самом высоком уровне ее коллекции, развивающие идеи народного костюма. Другой выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства Народный художник России Д.А. Смирнова в год своего восьмидесятилетия провела в стенах художественного музея грандиозную персональную выставку, на которой были представлен и большой цикл ее новых работ.

            Каждый год рязанский союз художников совместно с Управлением культуры и массовых коммуникаций проводит конкурс «Маэстро» на лучшее произведение года. Не все художники участвуют в этом конкурсе, не всем близка идея соревновательности в творчестве, однако ежегодно проводимые выставки представленных на конкурс произведений формируют напряженный зрительский интерес к художникам. Рязанская организация одна из немногих в России, которая до сих пор имеет финансовую поддержку Управления культуры в виде выделяемых средств на закупку произведений с персональных и областных выставок.

            Долгожданным и справедливым стало в 90-х годах присвоение почетных званий нашим художникам: звания Народных художников РФ получили: В.В. Грумкова, Д.А. Смирнова, А.М. Титов; Заслуженных художников России: — В.В. Агеев, О.А. Бусыгина, Т.К. Голованова, Б.С. Горбунов, С.В. Ильина, Т.В. Лощинина, М.К. Шелковенко, в начале 2000-х — В.М. Бауков, И.Г. Власов, В.В. Корсаков, Р.А. Лысенина, В.М. Решедько; Народным художников РФ стал В.А. Минкин. Звание «Почетный гражданин Рязани» присвоено Б.С. Горбунову и М.К. Шелковенко — до этого из творческой среды только Г.К. Вагнер и А.И. Солженицын удостаивались такой чести.

            В рязанском союзе художников, как и всюду в подобных организациях есть яркие таланты, фигуры первой величины, творческие лидеры, известные далеко за пределами региона, желанные гости на всероссийских выставках, мастера, по творчеству которых узнают организацию. В Рязани это большая группа живописцев, исповедующих в основном реалистические традиции живописи, как правило, они отмечены почетными званиями, т.е. лидерство их далеко не случайно, среди них немало преподавателей старейшего в России Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера.

            Взлет печатной графики остался в прошлом (конец 70-х — начало 90-х годов). Сергей Ковригин — одинокая фигура в этой области, его серии офортов появляются на выставках, тотчас же становясь достоянием коллекции Рязанского художественного музея.        

            Безусловными лидерами акварели зарекомендовали себя А.В. Печатнов и Г.Ю. Шуваева. Разумеется, есть яркие фигуры, которые не соответствуют общему характеру рязанского изобразительного искусства, в чьем творчестве силен условный язык, преобладание метафоры. Это художники, сформировавшиеся в 70-е годы: А.М. Ковалев, В.И. Николаев, в скульптуре это Н.Д. Тюкина, Р.А. Лысенина; свой, несколько умозрительный путь ищет молодой художник А.П. Акиндинов. Однако кроме, пожалуй, В.И. Николаева никто из художников не выходит за рамки изобразительности, и пока среди обозримого контингента тех, кто в будущем может стать членом организации, если выражаться традиционно — «левых» не наблюдается.

           Как бы ни менялись времена, в рязанском Союзе художников живут замечательные традиции, не позволяющие забывать об ушедших художниках. В 2006 году на фасаде Дома художника при финансовой поддержке губернатора рязанской области Г.И. Шпака была открыта памятная доска, посвященная народному художнику РФ С.Ф. Якушевскому (автор А.С. Анисимов), ежегодно в послепасхальные дни рязанские художники навещают могилы ушедших.

            По мере ухода художников из жизни естественным образом возникает проблема сохранения их художественного наследия. Решением этой проблемы занялась Р.А. Лысенина. По ее инициативе был создан фонд «Творческое достояние», который озадачился организацией выставок и сбережением оставленных произведений ушедших художников. Все перечисленные инициативы могли реализоваться только с помощью конкретных людей. При всем том, что самой природе художника претит всякая административная деятельность, были те, кто жертвовал своим временем, своим творчеством, налаживая связи в постоянно меняющейся обстановке с руководителями города и области, убеждая, доказывая, необходимость внедрения или поддержки того или иного проекта, а порой и необходимость существования организации художников. Прежде всего, это председатели Союза, которых традиционного принято ругать и обвинять во всех смертных грехах на общих собраниях, невзирая на жертвенность этой выборной должности. После М.К. Шелковенко организацию возглавлял Б.С. Горбунов (1994-2004), в настоящее время — А.С. Анисимов, сложно сказать, какой период времени был труднее и драматичней, но каждый из них достойно держал его удар.

             Как бы ни были тяжелы в этот переломный период внутренние конфликты, связанные с собственностью, с невыплатой гонораров, с реорганизацией художественно-производственных мастерских, рязанский Союз художников никогда не терял своего лица — открывались выставки, проводились пленэры, фестивали. Словом, его деятельность была яркой, заметной, востребованной, а главное сберегающей творческую личность.

            XXI век заставляет человека быть прагматичным, прибежищем романтизма остается только душа художника. Вот и выходит, что Союзы художников, когда-то искусственно рожденные, стали заповедниками романтических душ. В конце 90-х велись обостренные споры по поводу гибели реалистических традиций в российском искусстве. Так получилось, что в рязанской организации им ничего не угрожает, хотя, разумеется, общий художественный процесс не мог не затронуть нашу территорию. Но задача Союза все-таки, прежде всего собирание и сбережение художников хороших и разных, и она в Рязани успешно решается.

 

Ирина ПРОТОПОПОВА. Рязань. 2007

bottom